Финансы, инвестиции, бизнес

Деловая репутация предприятия

1Под термином «гудвилл» понимают стоимостную оценку деловой репутации, имиджа, бизнес-связей компании.

Ещё несколько лет назад оценка деловой репутации была целиком прерогативой Запада. Однако после перехода на МСФО такое понятие, как «Гудвилл» вошло в обиход российских предприятий. Но даже несмотря на это, не все ещё чётко представляют себе, зачем нужно изучение этого аспекта в финансовом значении, а имидж и репутация фирмы проводятся по итогам экспертного исследования.

А ведь неправильная оценка деловой репутации организации зачастую становится причиной срыва многих коммерческих сделок. В положительном же случае, правильный гудвилл, напротив, сможет только повысить рыночную стоимость компании. По сути дела, за этот нематериальный актив может сыграть положительную роль при общем крахе предприятия: ведь иногда это то единственное ценное, что может существенно простимулировать владельцев приобрести уже даже убыточный, но ещё «имиджевый» бизнес.

Когда имидж компании играет положительную роль

Бывают случаи, что предприятия (возьмём к примеру, розничные торговые точки) открываются, надеясь только на самоокупаемость. То есть владельцы бизнеса осознают, что магазин изначально убыточный, но при этом стратегия развития компании предполагает наличие данной торговой точки именно в этом районе. И пусть даже именно этот отдел не оправдает всех возложенных на него ожиданий, пусть оно будет паразитически существовать за счёт доходов с других магазинов сети, однако, это положительный образом скажется, в первую очередь, на имидже самой компании. К тому же, никогда не надо исключать вероятность того, что начинание «выстрелит» и доходы пойдут в гору. Лучше всего провести анализ гудвилла ещё перед открытием предприятия.

Каким образом это происходит?

В первую очередь, следует оценить такие активы компании, как недвижимость, оборудование, складские запасы, машины, финансовые вложения, ценные бумаги и интеллектуальную собственность. Также под оценку попадает эффективность работы предприятия в прошлом и в будущем периодах. Обращается внимание на доходы и расходы самой компании. Чаще всего в таком анализе используется сравнительный метод:  полученные показатели совмещаются сопоставляется с показателями компаний-аналогов. Здесь обязателен и организационный анализ деятельности предприятия. Только подробное изучение эффективности бизнес-процессов компании и поможет спрогнозировать перспективы в отношении развития бизнеса.

Если же в результате проведенного исследования деловая репутация предприятия окажется положительной, следует регулярно проводить тестирование на возможность возникновения обесценивания − тогда сумма такой переоценки переносится на прочие расходы. А отрицательная деловая репутация обычно возникает, если стоимость приобретения бизнеса ниже справедливой стоимости активов.

Категория: Статьи

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *